Библиотека и подросток. Поиски. Решения. Открытия

Чтение в жизни современных подростков просматривается весьма призрачным контуром.  12 -14-летние дети – традиционно «трудная» категория читателей в библиотеках.  Они теряют интерес к учебе, чтению, начинают посещать библиотеку исключительно для решения задач, связанных с изучением школьной программы, но это в лучшем случае. Сегодня конкуренция за человека, за душу, за внимание молодых большая, сумасшедшая. Интернет дает возможность одним кликом добраться куда угодно.

Так как же сделать, чтобы подросток не только заглянул в библиотеку, но и стал ее читателем?
Сотрудники библиотек Нелидовского городского округа на семинаре «Библиотека и подросток. Поиски. Решения. Открытия» разбирались в психологии юного читателя, поговорили о книгах для подростков, успешно поработали в практической части семинара.
Сотрудникам пяти библиотек было дано заранее задание – провести анализ читательских формуляров подростков и ответить на вопросы. Результаты исследования проанализированы зам. директора по методической работе Парфеновой О.Н. Выяснилось, что читательские предпочтения в литературе одинаковы для городских и сельских подростков – это книги по школьной программе. Среди читателей есть и такие, которые любят детективы, фантастику,  фэнтези, приключения.
В сельских библиотеках младшие и средние подростки являются частыми посетителями. Они не только заглядывают в библиотеку, чтобы взять книги, но и посещают мероприятия.
Анализ показал, что активными читателями в городских библиотеках стали младшие подростки (10-11 лет), которые приходят в учреждение не только за книгами, но ещё и посещают мероприятия.  И чем старше становится подросток, тем интерес к книге и библиотеке пропадает. К сожалению, работа городских библиотекарей по привлечению средних и старших подростков в библиотеку и к чтению ведётся слабо.
Подводя итоги исследования, сделаны выводы, что работа с подростками для всех библиотек предстоит большая.
Чтобы научиться грамотно выстраивать работу с подрастающим поколением, библиотекарь должен знать особенности его возраста.
Кто он, современный подросток с точки зрения психологии? Библиотекарь абонемента Центральной библиотеки Елена Кулакова рассказала сотрудникам о «Теории поколений». Это описание временных циклов в истории и связанных с ними характерных особенностей, а также взгляды людей, родившихся в определенные хронологические отрезки. Знание теории   будет являться полезным инструментом для коммуникации с коллегами по работе, родителями или детьми. Учитывая особенности поколения Z (2000 – 2011 гг.) и поколения  Альфа (с 2011 г.), нам, библиотекарям, нужно использовать современные и традиционные, но адаптированные к современным условиям формы работы.
К сожалению, в огромном потоке информации подросткам просто негде узнать, что читать. В СМИ не рассказывают тинейджерам о пользе чтения и читательской культуре, не сообщают о книжных новинках, не дают хороших рецензий. Предложить нужную, качественную книгу поможет библиотекарь. Главный библиограф ДБ Татьяна Ведёхина  выступила перед коллегами  с обзором книг на тему «Современные книги о подростках и для подростков».

Эффективность любого мероприятия в большей степени зависит от креативного мышления. В практической части семинара была применена технология «Мировое кафе» (World Caf), технология сфокусированного неформального обсуждения, главной целью которой является  создание необходимой атмосферы для творческого роста и развития участников.
Чтобы участники семинара почувствовали себя непринужденно, была создана обстановка кафе. Столы накрыты яркими скатертями, стояла питьевая вода и конфеты. Это позволилоснять нервное напряжение и настроиться на интенсивную работу. Так как на семинаре звучала важная тема «Библиотека и подросток», участникам предложили четыре темы: «Привлечение к чтению через  медиаобразование», «Привлекательный имидж чтения», «Эффективные методы привлечения подростков в библиотеку», «Реклама чтения в необычных местах». Все наработки должны быть ориентированы на 14- летних подростков.  После активной работы над предложенными темамисостоялся «вернисаж бумажных скатертей». «Хозяин стола» рассказывал об интересных находках, решениях. Все участники «Мирового кафе» отметили, что материалы были настолько интересные, что  их можно внедрить в свою работу.