Враг лжи и лицемерия. К 200-летию со дня рождения А.Ф. Писемского

Писемский Алексей Феофилактович (1821–1881 гг.) – русский прозаик, драматург. Родился в небогатой дворянской семье в маленьком имении Чухломского уезда Костромской губернии.

После окончания костромской гимназии Алексей Писемский продолжил учёбу на математическом факультете Московского университета. Закончив его в 1844 году, поступил на государственную службу в Костроме.

Первый рассказ Писемского «Нина» был опубликован в 1848 году. Но известность писателю принесла повесть «Тюфяк» (1850). Начиная с 1850-х годов, его талант быстро набирает силу. Только за пять лет из-под пера писателя выходит целый ряд романов, рассказов и повестей.

В 1854 году Писемский окончательно оставляет службу в Костроме и перебирается в Петербург, где его ждут как знаменитость. Все крупные журналы охотно печатают произведения писателя. Во второй половине 1850-х выходят такие значительные произведения, как роман «Тысяча душ» (1858) и пьеса «Горькая судьбина» (1859), за которую писателю была присуждена премия Петербургской академии наук.

Сюжеты Писемский черпал из жизни среднедворянского круга. Эта среда была для писателя совершенно лишена ореола привлекательности. Он безжалостно разрушал поэзию дворянских гнёзд, воспетую И. Тургеневым и Л. Толстым. Имущественные отношения дворянства выглядят в произведениях Писемского в высшей степени неприглядно.

Значительное место в творчестве Писемского занимает и тема «маленького человека», правдиво и с глубоким сочувствием пишет он о трагедии русского крестьянства («Плотничья артель», «Питерщик», «Леший» «Батька» и др.), критикует либеральную интеллигенцию и революционных демократов.

В 1860-1880 Писемский написал несколько больших исторических романов: «Люди сороковых годов» (1878) – своеобразная биография писателя, «Масоны» (1880), а также ряд очерков, пьес, драматических памфлетов.

Художественной вершиной пореформенного творчества писателя стали не романы, а цикл рассказов «Русские лгуны», в которых  писатель с блеском, остроумно и едко высмеял бестолковость дворянской жизни и показал обречённость дворянства как социальной силы.

На рубеже веков Писемского стали понимать и оценивать по достоинству. Его признали предшественником таких мастеров русской прозы, как Н.С. Лесков и А.П. Чехов.

В январе 1875 года, на торжественном праздновании юбилея его литературной деятельности, Писемский сам так определил главную цель своего творчества: «Единственною путеводною звездою во всех трудах моих было желание сказать моей стране, по крайнему разумению, хоть, может быть, и несколько суровую, но все-таки правду про нее самое».