Я б в библиотекари пошел! 

В рамках недели юношеской книги Центральная библиотека проводила для молодежи города различные мероприятия, организовывала выставки и игры. А еще – и это, наверное, один из самых значимых моментов – для учащихся школ были организованы профориентационные семинары и практические занятия по профессии библиотекарь. 
Не секрет, что Центральная библиотека давно и успешно сотрудничает с учебными заведениями города: это и летние площадки для школьных лагерей, и квест-игры, и познавательные викторины и конкурсы. Цель этой деятельности одна: показать современным подросткам, что читать – это модно, круто и, как теперь говорят, - хайп. Этой же цели, конечно, мы пробуем добиться, организуя так называемые «дни дублеров»: время, когда ребята могут прийти в библиотеку и почувствовать себя настоящими библиотекарями: познакомиться с книгохранилищами, подобрать литературу по той или иной теме, заполнить карточку читателя, принять или выдать книги… 
В этот раз День дублера состоял из двух частей. Сначала школьникам показывали презентацию и рассказывали о профессии библиотекаря все самое интересное. Кто был самым известным книжным вором? Почему библиотекарь – опасная профессия? Как Шумахер был связан с Академией наук в России? Где находится самая старая библиотека? Зачем сейчас нужны библиотекари? На эти и другие вопросы дети получили ответы в увлекательной форме в процессе семинара. Да и учителя, сопровождающие их, потом говорили, что многого не знали и они тоже! Таким образом, первая наша задача – зацепить подростка – была выполнена блестяще! 
После семинара сотрудник абонемента записывал желающих ребят на практику в отделе абонемента. И как это ни удивительно, от желающих не было отбоя! В программе обучения приняли участие в общей сложности 10 школьников, которые приходили на абонемент на протяжении нескольких дней группами по 2-3 человека. И действительно, чем болтаться в каникулы и выходные по мокрым улицам, лучше провести время с пользой и интересно. Для каждой группы ребят библиотекарь провел экскурсию по библиотеке, рассказал о системе поиска книг, дал начальные знания о том, каким образом книги располагаются в фондах, почему важно ставить каждую книгу именно на то место, откуда она была взята. После того, как практиканты знакомились со всеми отделами библиотеки, им предлагалось пройти на абонемент учиться работать с читателями и формулярами. Сначала все заводили карточки на себя, потом тренировались искать формуляры читателей, посещающих библиотеку. К чести наших читателей отмечаем: они очень терпеливо относились к тому, что ребята работают с ними: мужественно ищут формуляры, не торопясь и внимательно записывают выбранные книги, что-то пытаются рекомендовать… Разумеется, опытные сотрудники все это делают очень быстро, однако все мы учились библиотечной работе, и «беглость в пальцах» появляется далеко не сразу! 
А еще по заданию библиотекаря дети организовали две мини-выставки (подборки). Одна подборка, посвященная Дню смеха, была установлена учениками 8 класса школы №3: Ефремов Андрей и Катя Раткевич проявили чудеса сообразительности, дизайнерский талант и креативность. Из-под их рук вышла замечательная «Смехота»: подборка юмористической литературы иностранных и отечественных авторов разных лет. А девочки из 8 класса школы №5 решили отметить день рожденья Н.В. Гоголя подборкой в его честь. Козелкова Яна, Чубаренко Лиза и Ковалева Аня искали произведения автора, а также критические статьи о нем; делали красивый информационный лист для читателей, тщательно подбирали портрет и учились работать в новой для них компьютерной программе Publisher. Так что теперь, благодаря их усилиям, наш абонемент украсился еще двумя прекрасными выставками. 
Не обошлось и без курьезов! Оказывается, многие просто боятся залезать на самые верхние полки стеллажей по нашим чудо-стремянкам! А кто-то поразился библиотечным лабиринтам: «Как же вы тут ориентируетесь???» - такой возглас у нас периодически издавался из фондов. Конечно же, современные дети без гаджетов никуда: и наши не исключение – ну как же не сделать селфи в недрах библиотеки? 
А после работы – обязательное чаепитие с вафельками и конфетками. Потому что дети любого возраста остаются детьми. Потому что только за чаем в России возможен доверительный разговор. И у меня сложилось такое впечатление, что подростки были поражены тем, что мне интересно, кем они мечтают быть, дружат ли они сейчас вне социальных сетей, какой у них любимый предмет… Но в целом – я очень надеюсь – они поверили, что могут быть интересны, что их деятельность может приносить пользу. 
В конце практических занятий все ребята получили сертификаты, удостоверяющие, что их владельцы теперь стали помощниками библиотекарей и могут смело работать в библиотеке как волонтеры. 
Хочется сказать спасибо Шайдабекову Кафлану, Иванову Мише, Ситову Никите, Сереже Иванову, Даниилу Литвиненко за шутки и веселую атмосферу во время ремонта книг; еще раз похвалить девочек-дублеров за тонкий вкус и находчивость в организации выставок; отметить отличную компьютерную грамотность Андрея Ефремова. Конечно же, отдельная благодарность завучам 3 и 5 школ Лосевой Елене Константиновне и Дмитриевой Елене Павловне за то, что они помогают ученикам своих школ постоянно расширять кругозор и позитивно относиться к жизни. 

Библиотекарь абонемента МБУК НМЦБ Маслова Е.В.