Нескучное знакомство с классикой

Как часто приходится слышать от взрослых о том, что сложно увлечь современных детей классической литературой. Юные читатели спотыкаются об устаревшие слова, им не интересны медлительные герои с их неспешными раздумьями. И перед нами, библиотекарями, встаёт  задача привлечь внимание подрастающего поколения к произведениям  классиков.

    О публикациях профессиональной прессы на  семинаре «Нескучное знакомство»  рассказала присутствующим  О.Н. Парфенова, зам. директора по методической работе. В обзор  были включены статьи и сценарии, посвящённые интерактивным формам работы с русской классической литературой.  Статьи Елены Козлитиной, опубликованные в журнале «Библиотека» № 4 и «Библиополе» № 10, 12 - это готовый материал для подготовки к мероприятиям. Автор публикаций уверена, что при создании интересного мероприятия немаловажную роль играют эксперименты и  творческий подход. В журнале «Библиополе» 11 за 2020 год напечатана статья Елены Лобанкиной «Один день в Обломовке». Сотрудники ЦГПБ им. Белинского (г. Пенза) создали проект «Интерактивная классика», где предлагают юным читателям  изучать  классические произведения через игровые формы.

    Надежда Орлова является  автором популярных библиотечных лайфхаков поорганизации инновационной работы в муниципальных общедоступных библиотеках.  Методист обратила внимание своих коллег на  телеграм-канал «Игры в библиотеках и музеях», который ведет Н. Орлова. Здесь  предлагаются старинные, интересные игры по жизни и творчеству знаменитых русских классиков. Эти игры  популярны среди дворянства и городской интеллигенции 18 и 19 вв. Но и в наше время их можно адаптировать игры и применять в своей работе.

     Мы видим, как ребенок часами зависает в Интернете, смотрит различные развлекательные  каналы. Почему бы не соединить приятное с полезным? Участникам семинара предложили обратить внимание на интернет-проект «Библиоигры», который находится на  детском интерактивном сайте «Читаем новые книги по-новому». Сотрудники ЦБС г. Пскова на страницах  данного сайта 5 лет представляют книжные новинки, руководствуясь девизом «Чтение с увлечением». 

     Большой интерес слушателей вызвало сообщение зав. отделом обслуживания О.Ряполовой  об опыте работы Центральной  библиотеки по продвижению  творчества  русских и зарубежных классиков. Библиотекари отмечают, что классика все реже находится в топе книжных подростковых чартов,  длинные тексты зачастую сложны для эмоционального восприятия подрастающего поколения. Познакомиться с классической литературой можно через игровые формы. Викторины, фотозоны, игры, даже приглашённые четвероногие друзья делают мероприятия событийными и запоминающимися.  Библиотекари в образах литературных героев или мэтров классической литературы, креативная подача материала  привлекают к себе внимание, и выработанный стереотип, что классика «скучная»,  разрушается на глазах. С  интересными моментами библиотечных мероприятий  можно познакомиться здесь.

    Вторая часть семинара была посвящена визуализации книги в библиотеках.  90% информации человек воспринимает визуально, а современные дети «ещё более визуалы», чем их родители. Поэтому визуализация в продвижении литературы в наше время имеет особое значение. По мнению психологов, новая информация усваивается и запоминается лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти.

    Зам. директора по методической работе О.Парфенова познакомила с видами визуализации и способами её применения в своей работе. В практической части семинара библиотекари составляли ментальную карту литературных героев. Сотрудники заранее подготовили домашнее задание. Нужно было собрать полную информацию о трех героинях – Анне Карениной, Наташе Ростовой,Татьяне Лариной.  На семинаре  библиотекари разбились на три команды,  где каждой достался один образ. В центре ватмана располагался портрет  героини -  главная тема, которая «ветвями» соединяется с подтемами. Участники наметили структуру, добавили информацию, относящуюся к героине,  а также рисунки по теме. Затем каждая команда представляла творческое задание, а остальные коллеги могли внести недостающие факты.  В заключение  практической части семинара библиотекари пришли к выводу, что   ментальные карты помогают лучше анализировать и запоминать материал.

    От  современного библиотекаря  требуется  умение, используя  разнообразные  формы  и  методы  общения  с  читателями, руководить  процессом  чтения,  стремясь  вызвать  интерес  у  современного подростка к классике. Подводя итоги семинара,  хочется подчеркнуть, что для продвижения чтения классической литературы  нужно использовать различные креативные формы массовых мероприятий  и опыт наших коллег.