Почему мы так говорим, или Занимательная этимология для школьников

Вы бы обиделись, если бы вас назвали «заразой» или «ведьмой»? Вы не знаете, что «бык» и «пчела» - однокоренные слова? И никогда не пробовали изобретенное одним лондонским министром блюдо? Тогда вам точно не помешало бы оказаться на уроках-тренингах для подростков «Почему мы так говорим»!

Цикл таких уроков прошел для учеников 6-8 классов школы №4 и гимназии Нелидова перед важной датой: 21 февраля отмечается Международный день родного языка. Ребята узнали, как появился праздник; почему так важно защищать родной язык, а вот потом началось самое интересное – знакомство с увлекательнейшей наукой, которая объясняет происхождение и историю слов, - этимологией! В форме игровых тренингов мы объяснили принципы этимологического исследования; рассказали о путях образования слов в языке; несколько слов поведали об одном из отцов-основателей филологической науки – А.Х. Востокове; поработали с этимологическими словарями и просто замечательно пообщались.
Не обошлось без курьезных случаев: например, всем так понравилось одно из исторических значений слова «зараза» («привлекательная девушка»), что к своей обожаемой учительнице ученики тоже начали обращаться со словами: «Вы такая зараза!»
А в целом хочется сказать вот что. Через шутку, игру мы с ребятами попробовали проникнуть в суть слова как важнейшей единицы, кирпичика языковой культуры народа. Интуиция и логика – основа лингвистического исследования, и так приятно было видеть загоревшийся огонек в глазах детей шестых, седьмых, восьмых классов, когда у них получилось! Знать историю своей культуры, языковой идентичности – это первый шаг к тому, чтобы хранить и беречь родной язык.