С "лейкой" и блокнотом:  военные корреспонденты на фронтах Великой Отечественной войны

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. На третий день войны было создано Советское информационное бюро.

Уже 24 июня 1941 года  на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов – на Южный фронт, А. Твардовский – на Юго-Западный, Е. Долматовский – в газету 6-й армии «Звезда Советов», К. Симонов – в газету 3-й армии «Боевое знамя».

Писатели, ставшие на время Великой Отечественной войны военными корреспондентами фронтовых газет, сражались за Родину оружием и словом, были в гуще страшных событий.

Военные корреспонденты писали для газет очерки, публицистические статьи и передовицы, создавали песни полков, дивизий и армий, сочиняли стихотворные подписи под фотографиями и рисунками, делали всё, что было необходимо газетам сегодня и завтра.

Писатели и поэты выступали по радио, выезжали в воинские части, госпитали, в освобождённые города. 

«В дни войны газета – воздух, – писал в самый разгар Великой Отечественной Илья Эренбург. – Люди раскрывают газету, прежде чем раскрыть письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба». Эти слова ёмко характеризуют, какой силы заряд оптимизма, уверенности в нашей победе несли со страниц газет и журналов журналисты и писатели, какую роль играли их выступления в воспитании патриотизма, священной ненависти к фашистским поработителям.

В кадрах Красной Армии и Военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Из них – 225 погибли на фронте, свыше 500 фронтовых журналистов и писателей были отмечены государственными наградами, 10 человек удостоены высокого звания Герой Советского Союза.

В нашем обзоре представлены самые известные писатели, которые в годы Великой Отечественной войны были фронтовыми корреспондентами, и знаменитый фотокорреспондент тех времён Евгений Халдей.

 

 

Аркадий Гайдар

 

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии в качестве корреспондента «Комсомольской правды». Написал военные очерки «У переправы», «Мост», «У переднего края», «Ракеты и гранаты». После окружения в сентябре 1941 частей Юго-Западного фронта в районе Умань — Киев Аркадий Петрович Гайдар попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулемётчиком.

26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб недалеко от села Лепляво Каневского района.

 

Муса Джалиль

 

23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнёс в военкомат заявление с просьбой направить его на фронт, а 13 июля надел военную форму.

Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага». На фронте он написал более тридцати стихотворений.

В июне 1942 года в составе Волховского фронта попал в окружение. Тяжелораненый, оказался в плену (под Мясным Бором). Находясь в тюрьме, он продолжал писать стихи, которые вошли в цикл «Моабитские тетради» (они были вынесены на свободу его сокамерниками и в 1957 году удостоены Ленинской премии).  Муса Джалиль вместе с десятью соратниками был казнён в Моабитской тюрьме 26 августа 1944 года.

 

Евгений Петров

 

После начала войны Евгений Петров стал фронтовым корреспондентом, публиковался в «Правде», «Красной звезде», «Огоньке» и других изданиях. Однажды Петрова, постоянно вылетавшего на фронт, накрыло воздушной волной под Малоярославцем, из-за чего корреспондент получил контузию. Оправившись от недуга, он продолжил работу и в 1942-м году составил из своих фронтовых статей, зарисовок и репортажей сборник под названием «Москва за нами», но в печати его так и не увидел, как и следующую книгу — «Фронтовой дневник». Летом 1942-го года Петров отправился в осаждённый Севастополь и погиб 2 июля при возвращении в Москву в авиакатастрофе.

 

 

Борис Полевой

 

В годы Великой Отечественной войны Б. Н. Полевой находился в действующей армии в качестве корреспондента «Правды», в том числе на Калининском фронте (1942). Первым написал о подвиге 83-летнего крестьянина Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего, по мнению писателя, подвиг Ивана Сусанина.

За годы войны им опубликовано в газете «Правда» около 250 материалов, книга очерков «От Белгорода до Карпат» и ряд очерков в журнале «Октябрь».

В них Б. Полевой создаёт коллективный образ рядового советского человека, борющегося за свободу своей страны, и стремится показать его в будничной фронтовой обстановке со всеми думами и переживаниями.

Славу и Сталинскую премию Б. Полевому принесла написанная за 19 дней «Повесть о настоящем человеке», посвящённая подвигу лётчика А.П. Маресьева.

 

 

Константин Симонов

 

С первых дней войны Константин Симонов  находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет «Красноармейская правда», «Красная звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Боевое Знамя».

По оперативности добывания материала он не имел равных. За фантастическую «оперативность» и творческую плодовитость корреспондента Симонова ещё до войны сравнивали с комбайном: литературные очерки и фронтовые репортажи сыпались из-под его пера как из «рога изобилия». Пытливый и неугомонный, он всегда рвался в самую гущу событий.

Однако ошибочно думать, что «Жди меня» – единственное значимое военное «детище» Симонова. За четыре долгих года войны он успел много: пять сборников очерков и рассказов, повесть «Дни и ночи», пьесы «Русские люди», «Так и будет», «Под каштанами Праги», дневники, которых хватило на два тома его собрания сочинений, и, наконец, стихи, в которых с февраля 1942, после публикации «Жди меня», страна буквально нуждалась.

В самый разгар войны Константин Симонов сочинил «Песню военных корреспондентов»:

Там, где мы бывали,
Нам танков не давали –
Но мы не терялись никогда.
На пикапе драном
И с одним наганом
Первыми въезжали в города.
Так выпьем за победу,
За нашу газету.
А не доживём, мой дорогой,
Кто-нибудь услышит,
Снимет и напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой!

 

 

Александр Твардовский

 

Специальным корреспондентом фронтовой печати Твардовский участвовал в Великой Отечественной войне с первых её дней. Он выступал в печати с очерками, стихами, фельетонами. В годы войны были написаны стихотворения «Война — жесточе нету слова...» (1944), «В поле, ручьями изрытом...» (1945). Твардовский работал над книгой очерков «Родина и чужбина» (1942-1946).

Осенью 1942 года А. Твардовский находился на участке фронта под Ржевом, где сражалась дивизия полковника К.Н. Константиновича. Под впечатлением увиденного было написано стихотворение “Я убит подо Ржевом”, а также главы “Бой в болоте” к поэме “Василий Теркин”.

В образе Василия Тёркина поэт воплотил черты «обыкновенного» парня, который «В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе...»

 

Алексей Толстой

 

В годы войны Алексей Толстой пишет около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях), начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года — «Что мы защищаем») и до самой своей смерти в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».

 

 

Александр Фадеев

 

Александр Фадеев был военным корреспондентом Совинформбюро и газеты "Правда". По заданию редакции он часто выезжал на фронт. Его статьи и очерки о зверствах немецко-фашистских захватчиков, о подвигах советских воинов и партизан, читала вся страна.

В январе 1942 года на Калининский фронт, который вёл упорные бои в районе Ржева, приехал бригадный комиссар Александр Фадеев. Первой его работой был очерк “Боец”, в котором он описал подвиг красноармейца Якова Падерина, посмертно получившего звание Героя Советского Союза.

В 1942 и 1943 годах журналист прилетал в осаждённый Ленинград. Он написал очерки о защитниках города, которые не сдали родной город врагу, а стояли на его защите. Эти очерки были напечатаны в центральных газетах и журналах, а в 1944 году вышли отдельной книгой, которая называлась "Ленинград в дни блокады".

.

 

Михаил Шолохов

 

Во время Великой Отечественной войны полковник Шолохов был военным корреспондентом Совинформбюро и газет «Красная звезда» и «Правда». Михаил Александрович участвовал в боях под Смоленском (Западный фронт), на Волге, прошёл фронтовыми дорогами до границы с Германией, был под Кёнигсбергом.

Государственную премию, присуждённую за роман «Тихий Дон», Шолохов передал в Фонд обороны СССР.

В годы войны Шолохов опубликовал целый ряд фронтовых очерков, 22 июня 1942 года в газете «Правда» вышел рассказ «Наука ненависти», а в мае 1943 года «Правда» и «Красная Звезда» опубликовали в нескольких номерах первые главы «Они сражались за Родину».

 

 

Илья Эренбург

 

Илья Эренбург с началом войны стал корреспондентом газеты «Красная звезда». Первая статья писателя датирована 23 июня 1941 года. Всего за годы войны Эренбург написал около полутора тысяч памфлетов, статей, корреспонденций, вызывавших широкий резонанс как в СССР, так и на Западе. Его в те годы называли "европейским публицистом номер один". Это ему принадлежит авторство лозунга "Убей немца!"

 Нацистская пропаганда дала писателю прозвище "домашний еврей Сталина", а Адольф Гитлер лично распорядился поймать и повесить Эренбурга.

 На фото: ноябрь 1943 года. Писатель Илья Эренбург (2-й справа) беседует с жителями освобождённого села.

Всю войну рядом с корреспондентами шли люди с фотокамерой.

Фотоаппарат «ФЭД» –  это русская «Лейка». Фоторепортёры армейских газет и боевых листков свой ежедневный изматывающий труд делят с фотоаппаратом «ФЭД».

Из воспоминаний советского фотографа и фотокорреспондента Е. А. Халдея, относящихся к 1995 году, известно, что в прифронтовой полосе разрешалось использовать только отечественный фотоаппарат «ФЭД» – русскую «Лейку», как говорили в 1930-е–1940-е годы.

 

Евгений Халдей

 

Во всем мире известно имя Евгения Халдея. Все 1418 дней войны он прошёл с фотокамерой от Мурманска до Берлина. Участвовал в освобождении Севастополя, Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии,  штурме Новороссийска, Керчи, снимал в Харбине и Порт-Артуре. Его фотографии обошли весь мир, вошли во все учебники, книги, энциклопедии. Особенно знаменит его снимок "Знамя над Рейхстагом". А фото "Первый день войны", "Последний защитник Берлина", "Освобождение из гетто", "Севастополь. 1944 год", "Потсдам. 1946 год" стали хрестоматийными, войдя в историю как важнейшие документы и символы.

Великая Отечественная война стала важнейшим событием в жизни большинства советских писателей.

С первых дней войны определились главные темы, которые впервые зазвучали именно на страницах газет, а потом уже стали ведущими и для литературы. Это патриотизм, образ Родины и ге­роизм людей, защищающих свою землю, семью, родной дом. Это образ жестокого врага, воспитание ненависти, необходимой для его уничтожения.

Газетные страницы сохранили для нас не только историю воен­ных подвигов людей 1940-х гг., но и их сугубо личных, интимных переживаний. Стихи о любви, верности, чести оказались очень востребованы в газетах военной поры. Их вырезали, чтобы накле­ить в тетрадки и альбомы, бережно переписывали, трепетно хра­нили. Писатели и поэты очень точно и эмоционально отразили эту сферу жизни своих современников.

Война создала сложнейшую ситуацию для литераторов, стала ведущей темой советской лите­ратуры на многие годы.

Использованы сайты:

 

https://news.rambler.ru/other/41550980/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink 

https://otveri.info/inform/pisateli-na-kalininskom-fronte-10/

http://www.menswork.ru/?q=node/304  

http://evartist.narod.ru/text8/09.htm 

http://vvkorrespondentvov.shpl.ru/korr.html  

 

Составитель: В. Сучкова, гл. библиограф ЦБ