«Следи за языком»

Сегодня среди молодёжи активно набирает обороты новое развлечение - квест. Это попытка оторвать молодое поколение от экранов компьютеров и предложить им захватывающую, интересную, непредсказуемую игру… в реальности. Участники таких игр получают массу положительных эмоций, новых знаний, тренируются в решении головоломок, поднимают командных дух. Все эти полезные свойства квестов можно усилить, например, определённой познавательной тематикой. Можете себе представить, чтобы подростки гуляли по библиотеке, увлечённо спорили о том, как пишется то или иное слово, и дружно вспоминали правила расстановки запятых? Всё это о детективно-лингвистическом квесте, организованном в Нелидовской центральной библиотеке к Международному дню родного языка.
Организаторы его поставили себе задачу: акцентировать внимание на вопросе грамотности и показать, что закрывать пробелы в незнании можно с удовольствием. В результате получилась активная образовательная игра-квест «Следи за языком». Название отражает концепцию - важно следить за чистотой речи, грамотность - такой же маркер, как опрятный внешний вид человека. Подобные игры уже проводились в Санкт-Петербурге - библиотеке им. Маяковского и в Москве – в библиотеке им. Тургенева. Мы тоже решили не отставать от коллег и перенять их опыт, который, кстати, оказался весьма плодотворным.
Квест для большего интереса проходил в детективном жанре, и действие его разворачивалось на «борту самолёта» (читальный зал). При посадке на самолёт Москва-Санкт-Петербург участники нашли письмо, которое было изрядно залито кофе, поэтому некоторые слова и предложения невозможно разобрать. Но всё-таки из текста было понятно, что на борту затевается что-то недоброе. Возможно, кому-то из пассажиров даже грозила серьёзная опасность. Чтобы понять, что на самом деле происходит, игрокам нужно было заполнить пропуски в письме, активизировав знание и чутьё языка, а также логику и смекалку. И только если команды сумеют составить правильную версию происходящего, можно будет предотвратить беду! Время ограничено, всего час с небольшим (именно такова продолжительность «перелёта»).
Такое начало не оставило ребят равнодушными, т. к. в основном все участники оказались любителями тайн и загадок. На старте каждой команде, помимо самого письма, предлагался комплект необходимых правил русского языка. И вот расследование началось. Всего предлагалось разыскать девять заданий – «фрагментов письма». Заполнив пропуски в письме, участникам предстояло вычислить человека, которому можно было бы довериться и рассказать (обязательно грамотно) о предстоящем преступлении. В ходе игры возникали некоторые сложности с орфографией и пунктуацией, с заимствованными словами. Но, несмотря на трудности, «перелёт» пройден, письмо восстановлено, надёжный человек найден и беду удалось предотвратить. А самое главное, участники квеста в полной мере пополнили свой багаж знаний по русскому языку.