Зачем библиотеке арт-терапия?

Арт-терапия в настоящее время не только  становится популярней в профессиональной среде психотерапевтов, но и находит применение в библиотечной работе. На семинаре «Biblio#позитив» библиотекари рассмотрели такие вопросы: «Как работает арт-терапия для разных возрастов?», «Виды арт-терапии» и  приняли участие в выполнении практических задания.

Не все слышали о таком методе лечении, как музыкотерапия. Музыкотерапия – это лечение, которое подразумевает прослушивание определенных композиций для  создания  положительного  настроя, помогает справиться с тревогой или облегчить состояние при депрессии. Гл. библиограф ЦБ Штубова А.В. рассказала коллегам о том, что некоторые жанры музыки оказывают успокоительное действие, дают расслабляющий и умиротворяющий эффект, но есть и такая музыка, которая может отрицательно воздействовать на человека. Штубова А. предложила присутствующим поиграть на музыкальном инструменте калимба и принять  участие в викторине, где нужно было соотнести музыкальные отрывки с литературными  произведениями.

Несмотря на то, что библиотекари работают с книгой и читателями, заниматься библиотерапией  может только психотерапевт, психолог или специально обученный библиотекарь. Зам. директора по методической работе Парфенова О.Н. познакомила коллег с видами библиотерапии, обратила внимание на работы  Надежды Челомовой, ведущей телеграм-канал «Чтение и терапия» и Н. Назаркина,  создателя  сайта «Библиотерапия.ру».  Рекомендуемые подборки от двух библиотерапевтов  помогут в работе сотрудников библиотек.

Ведущий библиотекарь ДБ  Игнатьева Е. познакомила коллег с  одним из видов арт-терапии -  сказкотерапей. Сказки – это не только отличный способ подготовить ребенка ко сну после долгого дня. Эти выдуманные невероятные истории позволяют общаться двум столь разным мирам – взрослым и детям – на одном, понятном всем языке. Библиотекарям был предложен тест «Интересная прогулка», который  позволил  узнать о себе нечто новое.

Как связать работу двух полушарий мозга и изотерапию?  Библиотекарь отдела обслуживания ЦБ Е. Кулакова рассказала коллегам  о потенциале человеческого мозга, но часто стрессы и перегруженность информацией приводят к снижению его активности. Что можно сделать, чтобы помочь нервной системе адаптироваться к современному ритму жизни? Изотерапия – это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Человек может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире, – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте. Кулакова Е. познакомила  библиотекарей  с методом «Каракули». Каждому сотруднику предложили 3 белых листа, карандаши и фломастеры.  На каждый лист отводилось  5 секунд, где нужно было нарисовать в произвольной форме, не ведущей рукой, каракули. Затем библиотекари искали  какой-то образ в получившемся изображении. Это могло  быть что угодно - предмет, животное, растение, образ человека... Как только образ был  найден, библиотекарь  обводил  его поярче, раскрашивали его,  чтобы он был узнаваем. Затем по трем листам с каракулями и увиденными рисунками нужно было сочинить небольшой рассказ. Библиотекари активно приняли участие в выполнении творческом задания  и  пришли к выводу, что рисование каракулей помогают снять стресс.

Порой под влиянием просмотра фильма или сериала человек принимает новые решения и начинает действовать по-другому. Зав. сектором читального зала ЦБ Громова Е. познакомила коллег с  фильмами,  которые помогают лучше понять себя, способствуют улучшению психического здоровья.

Подведя итоги семинара, зам. директора по методической работе Парфенова О. обратила внимание, что арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, она всегда ресурсна. Библиотекарь, за редким исключением, не может подменить собой психолога, профессионально владеющего методами арт-терапии. А вот по возможности создать в своей библиотеке условия для проведения подобных занятий сотрудникам вполне по силам.