Журнал «Родина» в апреле

В апрельском номере рубрика «Тема номера» представлена материалами о великих русских писателях Н.В. Гоголе и А.П. Чехове, гениальной поэтессе 19 века Анне Буниной и художнице Елизавете Бём, режиссёре Андрее Тарковском и поэте Велимире Хлебникове.

«Родина» разыскала человека, который сделал первый после приземления снимок Юрия Гагарина. Как это происходило можно прочитать в статье «12 апреля 1961 года. 10.55. Снято!» Анатолий Борисович Пекарский помнит тот день в подробностях, даже то, что была среда.

Монолог моряка Виктора Слюсаренко, чудом выжившего 30 лет назад на борту погибшей атомной подлодки «Комсомолец», помещён в рубрике «Судьбы Родины». Ему удалось всплыть с глубины 1000 метров, продержаться в ледяной воде плюс 2 градуса 40 минут, хотя люди умирали через 15-20 минут. Сегодня герой этого очерка живёт в Киеве.

В этом номере «Родины» опубликована беседа с 97-летним личным охранником (1946-1953) всесильного сталинского наркома. Ветеран КГБ СССР, полковник в отставке Иван Малиновский семь лет провёл рядом с Лаврентием Берией. График у Берии был своеобразный: он работал по ночам, спать ложился под утро, а потом отдыхал до обеда. Всё это шло от Сталина. Привычка старого подпольщика.

В статье «Почин, раскатанный по брёвнышку» журнал рассказывает о коммунистических субботниках, первый из которых состоялся 100 лет назад. В апреле 1919 года, в разгар Гражданской войны, слесарь депо Москва-Сортировочная Иван Бураков предложил сослуживцам бесплатно потрудиться на пользу революции – отремонтировать паровозы, нужные для перевозки грузов. Первый раз энтузиастов набралось немного – 15 человек. Но уже через месяц бесплатные работы стали заметным явлением в стране.

Журнал раскрывает и загадки художественных шедевров. В 2004 году на аукционе Сотбис в Лондоне была выставлена картина немецкого живописца Строли «Пётр Великий встречается со своей возлюбленной». Такое романтическое название дали эксперты аукциона. Внимательное изучение картины заставляет усомниться в трактовке сюжета. Несомненно, здесь присутствует драматический смысл, не имеющий ничего общего с приватной вечеринкой. Что же хотел сказать художник?

Таинственный смысл картины преподнес Андрей Епатко, старший научный сотрудник Государственного Русского музея.

В юбилейном году (первый номер вышел 8 января 1879 года) журнал продолжает перелистывать пожелтевшие страницы «Родины» девятнадцатого века и знакомить с ними читателей.

Приглашаем ознакомиться и с другими познавательными материалами исторического научно-популярного журнала.

 

В. Сучкова, гл. библиограф ЦБ