«Чтение как образ жизни»

Стремительно меняется мир. Развитие цифровой среды повлекло за собой изменения не только в различных сферах экономики, образования, культуры, но и в человеческой жизни. Мы, библиотекари, руководители детского чтения, учителя, видим, как из жизни современного человека «уходит» книга и чтение.
Эта проблема была поднята на мартовском семинаре «Чтение как образ жизни» для сотрудников МБУК «Нелидовская ЦБС».
Прежде чем начать разговор, библиотекари посмотрели фильм на злободневную проблему «Мама, почитай мне». В центре повествования школьник Максим, который постоянно держит в руках смартфон, и он новенький в классе. В классе много читающих ребят, где регулярно проводятся читательские марафоны и выездные мероприятия по материалам прочитанных книг.
Затем зам. директора по методической работе Парфенова О.Н. рассказала о ряде причин, почему в обществе стали мало читать.
У большинства людей сегодня возникает вопрос – зачем читать книги, если есть куда более интересные занятия? Сейчас у книг появилось множество конкурентов: бездонный интернет, десятки каналов кабельного ТВ, видеоигры и т. д. Это огромное количество новых каналов информации, которые очень успешно отвоёвывают у книг наше внимание и наше время.
Одна из задач библиотекарей и заключается в том, что мы должны рассказывать людям, зачем нужно читать книги. А чтобы быть более убедительным в поставленной задаче, было предложено разыграть ситуацию, где нужно было привести аргументы не читающему человеку о пользе чтения.  Библиотекари привели доводы, что книга и чтение стимулируют работу мозга, развивают и тренируют память, вырабатываются аналитические навыки.
Для работы в продвижении чтения необходимо стремиться быть интересными, привлекательными для пользователей и многое менять в своей работе в соответствии со временем. Говоря о продвижении чтения среди детей, библиотекарь должен привлекать к своей работе учителей и родителей. Только совместными усилиями мы сможем привить любовь к книге.
Есть множество современных инновационных методов и практик работы с детьми и подростками. Парфенова О.Н. обратила внимание на опыт работы Людмилы Стафеевой, гл. библиотекаря по обслуживанию детей до 10 лет из Центра семейного чтения им. А.С. Пушкина г. Тюмень. С ее разработками по привлечению к чтению детей и подростков можно познакомиться в журнале «Библиополе» и изучить материалы вебинара «Книга как игровое поле и основа методического проекта».
Развить воображение у детей помогут различные способы и упражнения, собранные в книге «Грамматика фантазии» Джанни Родари.  Зам. директора по методической работе Парфенова О.Н. при проведении семинара воспользовалась наработками Л. Стафеевой и предложила своим коллегам игру «Вопросы и ответы». Рассказы получились с неожиданными сюжетами и вызвали смех библиотекарей.
Познакомились специалисты и с такими новыми формами работы, как метод «Медленного чтения», иммерсивная  выставка.
Есть много интересных литературных игр, участие в которых могут принимать как дети, так и взрослые. Библиотекари не составили исключение и приняли активное участие во второй части семинара.
Каждой команде, а их оказалось три, было предложено придумать название. Команды «Библиотечный муравейник», Книгоешки» и «Дети лейтенанта Шмидта» поучаствовали в разминке, где нужно было отгадать природное явление из отрывка романа  П.И. Мельникова-Печерского «В лесах». В приведённом тексте заволжские мужики обсуждают некое явление, пользуясь богатым и сочным языком русского севера. Две команды отгадали практически сразу, и это был правильный ответ - Северное сияние.
Затем игроки поборолись за баллы в игре «10 сообщений». Они вытаскивали по одному сообщению, где шло описание литературного героя.  Выигрывала та команда, которая быстрее отгадает персонаж.
Сколько эмоций и смеха вызвал конкурс «Литературный крокодил». Библиотекари должны были изображать литературных героев только жестами, двигать любой частью тела, позировать, то есть играть по правилам привычной игры «Крокодил».
После эмоциональной встряски, коллегам пришлось подумать над предложенными текстами и угадать, где сочиняли писатели, а где поработала нейросеть. Задание было сложное, но библиотекари успешно справились.
Как оказалось, сотрудники библиотек внимательно читают книги и поэтому с успехом отвечали на вопросы в викторине «Ах эти мужчины!», где по описанию нужно было узнать литературного героя.
В завершение библиотекари проявили себя знатоками романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и вставили нужные слова в четверостишья.
В России накоплен большой опыт эффективных программ по приобщению к чтению детей и подростков. Подводя итоги семинара, выяснилось, что необходимо знакомить библиотекарей, учителей и родителей с современными инновационными методами и практиками работы с детьми и подростками.