П. Леметр. До свидания там, наверху

В нашей постоянной рубрике «Книга месяца» сегодня достаточно серьезный гость – книга французского писателя Пьера Леметра «До свидания там, наверху». Начать хотя бы с того, что темой книги стала Первая мировая война, точнее…

Точнее – Первая мировая война и первые годы после ее окончания. А еще точнее – то, что происходит с людьми, которые выжили там, в окопах под газовыми атаками.
Не устаю повторять, что обычно люди немного знают о событиях, которые совершились более 100 лет назад. И не устаю повторять: чтобы понять события Второй мировой и Великой Отечественной войн, нужно обязательно знать о предшествующей трагедии, о том, как она коснулась всех народов мира. Книга Леметра замечательна тем, что помогает прочувствовать атмосферу страха, смешанного с торжеством победителей.
Читателя ввергают в состояние шока сразу на первых страницах: один из главных героев книги Альбер Майяр засыпан землей от взрывной волны в воронке, из которой он не может выбраться. Ужас заживо погребенного человека и его чудесное спасение описаны настолько ярко, что будто сам попадаешь в ту страшную яму! А спас его Эдуар Перикур, о котором мы уже спустя много страниц узнаем, что он был нелюбимым сыном богатого отца и пошел на войну, чтобы доказать – отцу? себе? – что он настоящий мужчина, заслуживающий уважения. Эдуар – удивительный художник, а еще он … удивительный авантюрист. А еще он – человек без лица: нижняя половина лица его оторвана снарядом, и Перикур создает разнообразные маски, чтобы скрыть свое уродство. Спасенный же им Альбер на всю жизнь приобретает то, что потом назовут ПТСР, - он мучается паническими атаками, паранойей, он боится людей, но чувствуя себя в долгу перед Эдуаром за спасенную жизнь, он преодолевает себя, выхаживает однополчанина. А затем они просто выживают вместе и удивляются, как то общество, ради спасения которого они стали калеками, с отвращением выбрасывает таких, как они, на задворки жизни, ставит им в упрек даже то, что они остались живы… Без документов и без денег друзья ютятся в крошечной комнатке – и именно там рождается та самая грандиозная авантюра с памятниками погибшим воинам… По сути, тут они ничем не отличаются от отрицательного героя книги, лейтенанта Анри Праделя, который зарабатывает баснословные суммы на гробах и перезахоронениях. Когда погружаешься в подробности этого обмана в национальном масштабе, волосы на голове начинают шевелиться: цинизм Праделя не имеет границ, стоит только упомянуть, как в гробы размером метр тридцать «упаковывали» (иначе не скажешь!) воинов ростом метр семьдесят и выше… Натуралистические подробности порой вызывают тошноту и гнев от того, что люди в погоне за наживой преступают и через семью, и через совесть…
Финал книги трагичен в своей логике. Эдуар Перикур, скрывающий свое лицо и живущий по подложным документам на имя Эжена Ларивьера, погибает, по сути, по собственному желанию, не в силах более выносить абсурд послевоенной жизни, а Альбер, объявленный в международный розыск, скрывается под чужим именем где-то в Бейруте.
Книга увлекательна и достоверна настолько, что заслужила одну из высочайших литературных наград – Гонкуровскую премию, а в 2017 году на экраны вышел одноименный фильм, прошедший с невероятным успехом.