М. Горький. Детство

Как же давно в рубрике «Книга месяца» мы не обращались к классике! Скорее всего, кто-то из наших подписчиков, увидев заголовок, наморщил лоб в скучной гримасе: «Нууууу… Горький… Что, в школе мы его мало читали?» А ведь именно этот писатель, если перечитать его в осознанном возрасте, открывается с абсолютно новой стороны!

Начать, наверное, следовало бы с того, что повесть «Детство» - первая часть трилогии М. Горького… Следовало бы. Но вот почему-то хочется не следовать классическим канонам представления произведения! Расскажу-ка я лучше вот о чем. Когда в нашей библиотеке подготавливалась выставка-погружение к юбилею писателя, попалась мне в руки эта книга, старенькая, весьма потрепанная, почтенного возраста (всего лишь на 6 лет младше меня), да к тому же изданная для нерусских школ. Я ее полистала, просмотрела иллюстрации, оценила, что даны пояснения к редким и старинным словам, проставлены ударения(!), что сейчас практически не делается, и… сама не поняла, как стала перечитывать знакомые с детства строки! Оторваться было невозможно: повесть, написанная от лица маленького ребенка, притягивала, словно магнит. Вся она представляет собою автобиографические зарисовки, которые удивительная память писателя хранила до тех пор, пока он не стал, собственно, писателем.
Вот мы видим горестное событие – умер отец мальчика. Конечно же, плачут все, а ребенок с непосредственностью жалеет закопанных в землю лягушек… Вот мать на пароходе произносит странные слова – «Саратов», «матрос» - и тут же живое воображение додумывает, что же это такое. Таких маленьких «оттисков» детской памяти в книге невероятное количество: бабушкины волосы, темное лицо матери, одежда окружающих взрослых, птичий нос деда, огненная рубаха Цыганка… Да разве все перечислить! Глаза мальчишки подмечают обстановку, жизнь родни; он дивится странным взаимоотношениям людей вокруг него – и впитывает, впитывает, словно губка, чтобы потом оголенными нервами писать о том, что он сам же называет «свинцовыми мерзостями русской жизни»…
Сейчас очень любят читать о семейных взаимоотношениях. Мне кажется, Горький был одним из первых, кто во всей неприглядности показал и родственную ненависть (стоит только вспомнить, как его дяди пытались утопить отца мальчишки в гнилом пруду, давили каблуками его пальцы), и родственную любовь: мы с детства помним, как дед сек Алексея розгами, внушая, что делает это он для его же пользы. Но, наверное, самое страшное, - это описание обычных взаимоотношений мужчин и женщин. Сперва бабушка рассказывает, как ее муж бил ее неделями, морил голодом, а она терпела, потому что «с него Бог спросит, а жена должна терпеть». А потом подросток сам видит, как отчим, интеллигентный, элегантный, бьет ногами в грудь его мать… Как пьют от безысходности матери его друзей. И спрашивает себя сам: стоит ли писать о таком? Да, стоит. «Ибо это – живучая, подлая правда, которую с корнем надо выдрать из души человека, из всей жизни нашей…»
А сквозь всю эту мерзость и грязь, в которой тогда росли дети, которую русский человек видел сызмальства, всё же прорастает то самое, светлое и настоящее… И тут, конечно же, во всей красе перед нами встает образ бабушки с ее сказками, песнями, радостью от каждого нового дня – независимо от того, плох он или хорош. И кто бы знал, кем стал бы Алексей Максимович ПешкОв, если бы не бабушка…
Интереснейшее историческое полотно в совсем небольшой книге. Читатель увидит здесь и поволжские города, и быт людей той, дореволюционной эпохи; людей разных, удивительных, каждый из которых предстает перед нами знакомцем, соседом, родственником.
Читать эту повесть – удовольствие невероятное! Мы рекомендуем!