Нескучное знакомство с классикой
Как часто приходится слышать от взрослых о том, что сложно увлечь современных детей классической литературой. Юные читатели спотыкаются об устаревшие слова, им не интересны медлительные герои с их неспешными раздумьями. И перед нами, библиотекарями, встаёт задача привлечь внимание подрастающего поколения к произведениям классиков.
О публикациях профессиональной прессы на семинаре «Нескучное знакомство» рассказала присутствующим О.Н. Парфенова, зам. директора по методической работе. В обзор были включены статьи и сценарии, посвящённые интерактивным формам работы с русской классической литературой. Статьи Елены Козлитиной, опубликованные в журнале «Библиотека» № 4 и «Библиополе» № 10, 12 - это готовый материал для подготовки к мероприятиям. Автор публикаций уверена, что при создании интересного мероприятия немаловажную роль играют эксперименты и творческий подход. В журнале «Библиополе» 11 за 2020 год напечатана статья Елены Лобанкиной «Один день в Обломовке». Сотрудники ЦГПБ им. Белинского (г. Пенза) создали проект «Интерактивная классика», где предлагают юным читателям изучать классические произведения через игровые формы.
Надежда Орлова является автором популярных библиотечных лайфхаков поорганизации инновационной работы в муниципальных общедоступных библиотеках. Методист обратила внимание своих коллег на телеграм-канал «Игры в библиотеках и музеях», который ведет Н. Орлова. Здесь предлагаются старинные, интересные игры по жизни и творчеству знаменитых русских классиков. Эти игры популярны среди дворянства и городской интеллигенции 18 и 19 вв. Но и в наше время их можно адаптировать игры и применять в своей работе.
Мы видим, как ребенок часами зависает в Интернете, смотрит различные развлекательные каналы. Почему бы не соединить приятное с полезным? Участникам семинара предложили обратить внимание на интернет-проект «Библиоигры», который находится на детском интерактивном сайте «Читаем новые книги по-новому». Сотрудники ЦБС г. Пскова на страницах данного сайта 5 лет представляют книжные новинки, руководствуясь девизом «Чтение с увлечением».
Большой интерес слушателей вызвало сообщение зав. отделом обслуживания О.Ряполовой об опыте работы Центральной библиотеки по продвижению творчества русских и зарубежных классиков. Библиотекари отмечают, что классика все реже находится в топе книжных подростковых чартов, длинные тексты зачастую сложны для эмоционального восприятия подрастающего поколения. Познакомиться с классической литературой можно через игровые формы. Викторины, фотозоны, игры, даже приглашённые четвероногие друзья делают мероприятия событийными и запоминающимися. Библиотекари в образах литературных героев или мэтров классической литературы, креативная подача материала привлекают к себе внимание, и выработанный стереотип, что классика «скучная», разрушается на глазах. С интересными моментами библиотечных мероприятий можно познакомиться здесь.
Вторая часть семинара была посвящена визуализации книги в библиотеках. 90% информации человек воспринимает визуально, а современные дети «ещё более визуалы», чем их родители. Поэтому визуализация в продвижении литературы в наше время имеет особое значение. По мнению психологов, новая информация усваивается и запоминается лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти.
Зам. директора по методической работе О.Парфенова познакомила с видами визуализации и способами её применения в своей работе. В практической части семинара библиотекари составляли ментальную карту литературных героев. Сотрудники заранее подготовили домашнее задание. Нужно было собрать полную информацию о трех героинях – Анне Карениной, Наташе Ростовой,Татьяне Лариной. На семинаре библиотекари разбились на три команды, где каждой достался один образ. В центре ватмана располагался портрет героини - главная тема, которая «ветвями» соединяется с подтемами. Участники наметили структуру, добавили информацию, относящуюся к героине, а также рисунки по теме. Затем каждая команда представляла творческое задание, а остальные коллеги могли внести недостающие факты. В заключение практической части семинара библиотекари пришли к выводу, что ментальные карты помогают лучше анализировать и запоминать материал.
От современного библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясь вызвать интерес у современного подростка к классике. Подводя итоги семинара, хочется подчеркнуть, что для продвижения чтения классической литературы нужно использовать различные креативные формы массовых мероприятий и опыт наших коллег.