Любитель и хранитель русской речи

                                                                    "… Я верю, что созданный им чудесный словарь сослужит

                                                                                                   великую службу многим поколениям…"

                                                                                                                                            К.И. Чуковский

    6 июня  - Всероссийский день  русского языка. В связи с этим мы вспоминаем  человека, который внес огромный вклад в изучение, развитие современного литературного русского языка и в сохранении культуры  русской речи. В 2025 году исполняется 125 лет со дня рождения  Сергея Ивановича Ожегова – русского языковеда, лексикографа, профессора, составителя самого знаменитого толкового словаря русского языка ХХ века.

     Селянская библиотека подготовила и провела для участников детского летнего лагеря Селянской средней школы интерактивную игру «Любитель и хранитель русской речи».  Ребята познакомились с   биографией  уроженца Тверской губернии Сергея Ивановича Ожегова,   узнали, откуда появилась фамилия Ожеговых ,   о том,  как создавался его словарь.  В процессе работы над словарём Ушакова у Ожегова возникла идея создания однотомного словаря для самого широкого использования, работу над которым он начал накануне Великой Отечественной войны. Ожегов почти до конца жизни работал над словарем: вносил доработки и совершенствовал его структуру.  В настоящее время словарь Ожегова - это единственный однотомный словарь, охватывающий современную лексику русского языка.

     Под  редакцией Сергея Ивановича Ожегова  выходили интереснейшие сборники "Вопросы культуры речи".  Он также организовал в Институте русского языка своеобразную "Скорую помощь" по телефону (тысячи людей звонили и получали немедленные консультации по самым сложным языковым вопросам).

    В ходе мероприятия ребята отрабатывали навыки пользования словарем,  используя толковый  словарь С.И. Ожегова -  находили   значения   непонятных и неизвестных им слов  ( например – лексикография, лексикограф),  фразеологических оборотов.

    Игровая часть « Занимательная фразеология  включала несколько заданий :  «Отгадай словечко»;  «Фразеологический зверинец»;  конкурсы  -  «Кто больше?»,  «Подбери антонимы – фразеологизмы» .  В   конкурсе  «Живые картинки»,  используя пантомиму, нужно было изобразить некоторые фразеологизмы.  Ребята выполняли команды,   подававшиеся с помощью фразеологизмов   (например – «встанем, как аршин проглотим», «бьем друг - другу челом» и т. д.).