Любитель и хранитель русской речи
"… Я верю, что созданный им чудесный словарь сослужит
великую службу многим поколениям…"
К.И. Чуковский
6 июня - Всероссийский день русского языка. В связи с этим мы вспоминаем человека, который внес огромный вклад в изучение, развитие современного литературного русского языка и в сохранении культуры русской речи. В 2025 году исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Ивановича Ожегова – русского языковеда, лексикографа, профессора, составителя самого знаменитого толкового словаря русского языка ХХ века.
Селянская библиотека подготовила и провела для участников детского летнего лагеря Селянской средней школы интерактивную игру «Любитель и хранитель русской речи». Ребята познакомились с биографией уроженца Тверской губернии Сергея Ивановича Ожегова, узнали, откуда появилась фамилия Ожеговых , о том, как создавался его словарь. В процессе работы над словарём Ушакова у Ожегова возникла идея создания однотомного словаря для самого широкого использования, работу над которым он начал накануне Великой Отечественной войны. Ожегов почти до конца жизни работал над словарем: вносил доработки и совершенствовал его структуру. В настоящее время словарь Ожегова - это единственный однотомный словарь, охватывающий современную лексику русского языка.
Под редакцией Сергея Ивановича Ожегова выходили интереснейшие сборники "Вопросы культуры речи". Он также организовал в Институте русского языка своеобразную "Скорую помощь" по телефону (тысячи людей звонили и получали немедленные консультации по самым сложным языковым вопросам).
В ходе мероприятия ребята отрабатывали навыки пользования словарем, используя толковый словарь С.И. Ожегова - находили значения непонятных и неизвестных им слов ( например – лексикография, лексикограф), фразеологических оборотов.
Игровая часть « Занимательная фразеология включала несколько заданий : «Отгадай словечко»; «Фразеологический зверинец»; конкурсы - «Кто больше?», «Подбери антонимы – фразеологизмы» . В конкурсе «Живые картинки», используя пантомиму, нужно было изобразить некоторые фразеологизмы. Ребята выполняли команды, подававшиеся с помощью фразеологизмов (например – «встанем, как аршин проглотим», «бьем друг - другу челом» и т. д.).

























