Истории, которые захватывают
А вы заметили, что общение людей все больше уходит в мир виртуальный? Мы постепенно утрачиваем навыки эмпатии, умение слушать и слышать, видеть невербальные сигналы и улавливать тончайшие нюансы человеческих эмоций.
Возвращение к живому общению даёт возможность почувствовать себя частью чего-то большего, ощутить свою связь с миром и другими людьми. Это искусство, которому надо снова обучать и к которому необходимо возвращаться.
Сторителлинг – в переводе с английского – рассказывание историй. Сегодня такая форма, как сторителлинг, актуальна. Дело в том, что одна из проблем современного подрастающего поколения - неумение связно выражать свои мысли, а это, в свою очередь, влияет на качество обучения, на полноценное развитие каждого. Как научить детей рассказывать истории так, чтобы друзья слушали затаив дыхание?
Чтобы рассказанное было более интересным и увлекательным, стоит овладеть некоторыми приемами и структурами. На семинаре «Истории, которые захватывают, или Сторителлинг в библиотеке» методист Парфёнова О.Н. познакомила библиотекарей с инструментами хорошего рассказчика: внятная речь, интонация, зрительный контакт, начало истории, тайминг, сдержанные эмоции и паузы.
Как можно применить сторителлинг в нашей работе, дополнив другими эффективными приемами привлечения к книге? Сейчас на полках книжных магазинов и библиотек можно увидеть «тихие» книги. Это книги, в которых текста нет совсем, они состоят только из иллюстраций. Чаще всего это художественные истории с высоким уровнем иллюстраций, реже - познавательный иллюстративный текст. Почему же «тихие» книги становятся всё популярнее? Что в них особенного? И почему специалистам библиотек с ними нужно работать?
Важная составляющая «тихих» книг – наличие сюжета, где есть начало, кульминация и концовка. Читатели могут сами придумать героям не только имена, но и историю.
Участники семинара не только познакомились с «тихой» книгой «Гроза», но и попробовали себя в роли рассказчика. Каждой команде нужно было сочинить по замечательным иллюстрациям Гуоджин небольшую историю о маленькой собаке и девушке. Библиотекари рассматривали каждую деталь, сопоставляли, связывали между собой. Рассказы получались трогательные, но самое главное - со счастливым концом.
Камисибай — японский переносной театр, который позволяет рассказывать истории с помощью переставных картинок. Применяя в своей работе камисибай, библиотекари отметили ряд преимуществ. Он развивает память, развивает речь, мотивирует к прочтению произведения.
Библиотекарь отдела обслуживания ЦБ Юринова Э.А. представила свой опыт работы с камисибаем на массовых мероприятиях с молодежью. Для своих коллег она подготовила рисунки по рассказу М. Зощенко «Хамство» и предложила сочинить историю по ним. После библиотекарь познакомила участников семинара с оригинальным текстом, и все сравнили его со своими вариантами, чтобы понять, смогли ли они угадать главную мысль.
Не раз библиотекари задумывались: как сделать мероприятие интереснее, а книгу ближе и понятнее? Сочинить и рассказать свою историю поможет … чемодан. Это символ прошлого, памяти и ностальгии. Он наполнен воспоминаниями и эмоциями. Каждый предмет в таком чемодане имеет свою историю и значение, связанное с важными моментами жизни.
Так почему же не использовать старый чемодан для библиотечных мероприятий? Для выполнения творческого задания методист предложила коллегам собрать чемодан с вещами по определенной теме и сочинить свою историю.
Вот что получилось:
Чемодан по теме «По страницам войны».
Рассказ. «Так и в семье Фёдора Михайловича Петрова с тех грозных времён сохранились фронтовые реликвии, которые хранят память об этом человеке.
22 июня 1941 года Фёдору было 17 лет. Он и его одноклассники после выпускного вечера отдыхали на берегу речки. Затем они вернулись в хорошем настроении домой. Как и все молодые люди того времени, они думали о своей дальнейшей судьбе, мечтали о том, куда пойдут учиться. Но этим мечтам не суждено было сбыться.
22 июня началась война, и Фёдор, недолго думая, решил пойти добровольцем на фронт. В воинской части молодой парень получил военную форму и дополнительные вещи, нужные для несения службы.
Вместе с другими бойцами Ф.М. Петров прошёл специальную подготовку и прибыл на боевые позиции в стрелковую дивизию для защиты Родины от врага.
В 1941 году было очень тяжело привыкать к тяготам войны. Приходилось на первых порах рыть окопы сапёрной лопатой и жить в землянках. Длинными дорогами войны он прошёл через тяжёлые испытания, на этом пути встречались многие населённые пункты, где бойцов встречали жители деревень и маленьких городов. Дети, старики и женщины плакали от радости, когда видели русских солдат, которые освобождали их от оккупации немецко-фашистских захватчиков.
Фёдор прошёл всю войну, был ранен, лечился в госпитале, но потом опять вернулся на фронт. Победу встретил в Германии в Берлине, был награждён медалями "За боевые заслуги"', " За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина", " За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг". Вернулся домой к своей семье, продолжил учиться и восстанавливать свой город после войны.
В память о том страшном времени остались военные предметы (гильза, штык от винтовки Мосина, медная кружка, походная фляжка, каска, которая спасла ему жизнь во время бомбёжки). Эти вещи сохранили его потомки и в память о своём прадеде передали их в краеведческий отдел Центральной библиотеки».
Чемодан «Жила-была страна СССР»
Рассказ. «Жила-была необъятная страна, занимавшая на глобусе 1/6 часть суши, под названием СССР…
Мы, её жители, были первыми во всём! Первая революция с красными флагами и гвоздиками – и первые кинофильмы о революции… Мы раньше всех вставали на работу по будильнику и раньше всех бежали на обеденный перерыв, чтобы успеть «забить козла»!
Мы были самой читающей нацией, поэтому до сих пор можем процитировать «12 стульев», рассказывая о «шанхайском барсе» и «мексиканском тушкане». И конечно же, для нас серебряное ситечко – это не просто чайный аксессуар, а неизменный атрибут Эллочки-людоедки.
Это наши дети играли в самые лучшие игрушки на свете и смотрели самые добрые мультики. А страной руководили замечательные партийные работники, которые в номенклатурных портфелях носили важные документы и ходили в кабинеты, где статуэтка молодого Пушкина обязательно стояла рядом с толстыми папками с подшитыми делами…
Время шло, и постепенно духи «Красная Москва» сменялись на «Хьюго Босс», а чай со слоном – на растворимый кофе. Однако Советский Союз ещё жил. И как жаль было, когда важные и нужные вещи, те, что были атрибутами нашей счастливой – без преувеличения – жизни, постепенно перекочёвывали в сараи и на барахолки 90-х…
Ещё пели советские артисты, но мы уже смело шагали в новую, капиталистическую Россию. А это уже совсем другая история».
Чемодан «Фрагменты прошлого»
Рассказ. «Давно это было… Мы ещё маленькие, родители живы, и будущее нам кажется беззаботным и счастливым. В то время жили мы просто, радовались мелочам и… немного опасались всего нового. Об этом и пойдёт сейчас речь.
Шёл 1962 год. В нашу глубинку ещё не дошла цивилизация. Ни телефона, ни телевизора - только радио, да и то в одном доме. А про фотографа и тем более про фотоаппарат мы и не слышали! Фотографии висели в каждом доме, а вот откуда они появлялись, никто из нас, детей, не знал.
И вот однажды на пороге нашего дома появился фотограф – такой важный дяденька в шляпе и с настоящим фотоаппаратом. Мама нам сказала: «Будем фотографироваться». Меня обуял ужас! С фотоснимков, висевших на стенах в нашем доме, на нас смотрели близкие, которых уже нет с нами! «Ну всё, - решил я, – конец! Так и останемся запечатлёнными на фото!»
Мама велела нам помыться и надеть самое лучшее. Стало ещё страшнее! Перед смертью бабушку же тоже мыли!
Мама нас причесала и ушла переодеваться сама. Я воспользовался моментом и поделился своими страхами с братьями. И мы решили: бежим!
Разбежались мы в разные стороны – кто куда. Не будем рассказывать, как долго нас искали, но долго. Ругали? Ещё бы. Даже отлупили. Сфотографироваться всё же пришлось. Как подтверждение – фотография с мамой, где я с заплаканными глазами.
А фрагменты прошлого остаются с нами на снимках, на которые мы смотрим сквозь годы и вспоминаем интересные моменты».
Чемодан «Как жили люди на селе»
Рассказ. «Как удивительно всё в жизни меняется! Вспомните, как совсем недавно, в советские времена, все стремились уехать в город, получить хотя бы маленькую благоустроенную квартиру. А давайте посмотрим, что же происходит теперь. Люди устали от своих четырех стен и стремятся назад, к природе, на свежий воздух.
Не стал исключением и я. Давным-давно моя бездетная тётушка оставила мне маленький домик в деревне. Дождавшись летнего отпуска, я и подался туда, в самое сердце тверской глубинки. Домик покосился, сильно обветшал, около старой печки не было ни горшка. ни ухвата - всё растащили.
Из нужных в деревенском хозяйстве вещей я увидел более-менее целую лестницу, ведущую на чердак. Поднялся, а там, в пыльном углу, чемодан. Сколько же интересного там оказалось! Видимо, те, кто утащил кухонную утварь, побрезговали содержимым чемодана. А для меня вещи из чемодана стали детскими воспоминаниями.
Вот, например, крынка. Вспоминаю вкус деревенского молока, а ещё - как снимаю большой деревянной ложкой густые сливки….Тетушка ласково гладит меня по голове и приговаривает: «Ну вот, касатик, и позавтракал. А теперь возьми своего деревянного коняшку, пойди во двор и играй. Только к гусям не лезь - они больно щиплются. А если тебе так нравятся гуси - сошью я тебе к Рождеству игрушку. И действительно, зимой мне в город пришла посылка из деревни. С веселым тряпочным гусем и поздравительной открыткой от тётушки.
В чемодане я увидел веретено и рубиху. Тетя не пользовалась ими, но и не выбрасывала. Когда мы собирались вечером, пили квас из старинных деревянных кружек с разными душистыми травами и играли с пришедшими соседями в лото под названием «Зелёный друг», тетушка вела рассказ о своих бабушке и маме. Рассказывала, что они умели прясть пряжу, из которой потом вязали тёплые вещи. Вязанную ещё бабушкой шаль тетушка до сих пор накидывала на плечи в прохладные вечера.
А вот и старая книжка с давно истершимся названием. Из неё выпадает листок со стихотворением.
«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим, хоть новому принадлежим!»
Подводя итоги обучающего семинара, библиотекари пришли к выводу, что применение сторителлинга в библиотеке даёт ряд положительных результатов.
























