Новый взгляд на массовую работу
Для библиотек Год культурного наследия народов России - это замечательный повод для проведения в своих учреждениях различных мероприятий, направленных на развитие и популяризацию народного творчества и национального наследия народов РФ.
Январский семинар и был посвящён работе по поддержанию и развитию традиций, ремесел и искусств народов России, популяризации оригинальной народной культуры жителей разных регионов страны. В 2022 году наша задача помочь открыть своим читателям прекрасный ларец народной мудрости.
В первой части семинара спецмалист по методической работе рассказала коллегам, на какие основные направления в Год культурного наследия народов России библиотекам нужно обратить внимание.
В практической части библиотекари поучаствовали в викторине, посвященной культуре, традициям, обычаям российских народов.
После небольшой интеллектуальной разминки библиотекари настроились на мозговой штурм. Сделать этот год ярким и запоминающимся могут различные мероприятия с разными категориями читателей. А вот здесь порой одна из самых больших проблем придумывания мероприятия - зацикленность мозга на окружающую реальность. В основном библиотекари в своей работе применяют одни и те же формы работы. И именно такой вид деловой игры, как мозговой штурм помог библиотекарям разработать на семинаре креативные мероприятия к Году культурного наследия народов России.
Для начала библиотекари должны были вспомнить этапы разработки массового мероприятия, разложив карточки зеленого цвета в определенной последовательности.
Затем каждой команде было дано задание за 5 минут составить общий перечень известных форм мероприятий, и новых форм, которые библиотекари используют в своей работе. Получилось 32 формы массовой работы. И здесь методист предложила отметить, какие формы мероприятий чаще всего применяют библиотекари в своей работе и назвать те мероприятия, которые никогда не использовали в своей работе.
От методиста поступило следующее задание - подумать и предложить различные варианты проведения Дня русской народной сказки, который празднуется 6 апреля. Библиотекари составили список и озвучили, что в этот день можно организовать: обзор, день открытых дверей, мастер-классы, спектакли, квесты, посиделки.
А вот следующее задание можно действительно назвать мозговым штурмом! В основе написания сценария любого мероприятия лежит определённый алгоритм. Чтобы разработать креативное мероприятие, методист предложила воспользоваться ещё одной интересной формой поиска идей. Перед библиотекарями лежал оранжевый лист, с таблицей из пяти колонок с ключевыми вопросами: для кого, зачем, в какой форме, что делают? Было предложено заполнить по пять примеров, но все они должны быть взаимосвязаны, и объединены общей целью – разработка креативного мероприятия к Году культурного наследия.
Поработав 15 минут, были озвучены идеи мероприятий, которые можно применить в своей работе. Например, библиотекари приглашают в кафе «Петрушка» на дегустацию национальных блюд всех прохожих и читателей. Кроме этого будет проведён мастер-класс. Другая команда предложила выехать в деревню, найти настоящую деревянную избу (это может стать здание Березовской сельской библиотеки), организовать посиделки с гаданиями, используя при этом старинный реквизит – бабушкин сундук. Ещё были озвучены идеи – «организация кукольного спектакля на улице» и «вечером в парке, на скейтплощадке, для молодёжи устроить гадания по былинам».
Завершением семинара стало применение рефлексии в виде составления телеграммы из 11 слов для методиста. Нужно было ответить на вопросы «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что понравилось? Что было важным для библиотекаря? Чему вы научились? Что осталось неясным? В каком направлении стоит продвигаться дальше?» Все отметили, что мозговой штурм помог мыслить неординарно, многие узнали о новых формах работы.