Т. Драйзер. Американская трагедия
Мир испокон веку живет по законам джунглей, когда победитель получает всё, а проигравший предоставлен своей судьбе, подчас очень печальной. «Мани, мани, мани…», - всем нам отлично известна песенка группы «Абба» о том, как здорово и замечательно живётся тем, кто родился «с золотой ложечкой во рту». А как же другие? Те, кому приходится выбиваться с самых низов?
Теодор Драйзер поднимает проблему обычного человека перед лицом соблазна. Ещё с конца 19 века он стал собирать заметки и газетные вырезки о преступлениях, совершённых ради финансовой выгоды – и вот в 1925 году, ровно сто лет назад, вышла, наверное, его самая знаменитая книга «Американская трагедия». Конечно, автор книги был уже на тот момент очень известным писателем, его «Сестра Керри», «Гений», «Дженни Герхардт» очень благосклонно были восприняты читающей публикой.
Почему же трагедия, да ещё и американская? Если кто-то не читал книгу или основательно подзабыл, я напомню. Драйзер, как необыкновенно умный писатель, показывает нам примитивность и фальшь «великой американской мечты», когда доминирующим мерилом всего, что происходит в жизни людей, становятся деньги… И Клайд Грифитс, главный герой романа, на собственной шкуре испытывает то, куда приводит единственное стремление – обладать деньгами… Очень симпатичный парень из хорошей богобоязненной семьи, одержим единственной целью: вырваться из моральных рамок, из бедного и честного существования и достичь… Чего? А он и сам толком не представлял! Ведь если в начале книги он становится рассыльным в отеле и для него 20 долларов в неделю – огромная сумма, то потом он с вожделением рассматривает особняки, автомобили и прочие атрибуты роскошной жизни, при этом абсолютно забывая, что его семья очень сильно нуждается в финансовой помощи.
Дальше – больше! Маленькие грешки и невинная ложь превращаются в преступления побольше и помасштабнее: сбежать с места ДТП, особенно, когда погиб ребёнок, - уж точно не самая блестящая идея! Но! Он остаётся безнаказанным! И, как мне думается, именно с этого момента его жизнь покатилась к неизбежному финалу…
Нет, он произвёл отличное впечатление на семью своих дальних родственников, получил место на фабрике, начал выбиваться в люди, и даже встретил очень приятную, скромную молодую девушку, Роберту Олден. Читатель должен бы выдохнуть: ага, мол, герой встал на путь исправления! Но нет. Драйзер создаёт любовный треугольник, включая в него богатую молоденькую красавицу Сондру Финчли. И ради того, чтобы быть с ней (да не с ней, а ещё на ступень выше на социальной лестнице!), Клайд совершает ужасное преступление, за которое, как он думает, ему точно также не придётся нести ответственность. Ведь он так здорово всё придумал и рассчитал…
Сцены на тёмных водах лесного озера чудовищны. Автор превращает социальный роман в очень качественный психологический триллер, любые современные профайлеры бы позавидовали. Ведь Клайд на самом деле удивляется, когда его вычислили! Он до конца, пока не предстал перед судом, не мог поверить, что он – обвиняемый!
Финал известен всем. Электрический стул. В некоторых штатах Америки до сих пор этот вид казни существует. Описание морального состояния убийцы – блистательный образец психологического портрета.
Да, книга невероятно печальна. Каждый раз, читая её, я подвергаюсь какой-то магии. Кажется, что не случится той лодки, того убийства… И всё будет хорошо. Но нет. Герой проходит свой путь до конца. Он обречён на него с самого начала. Ещё с того момента, когда впервые променял светлое и доброе в своей душе на шелест долларовых бумажек.
…И, может быть, стоит оглянуться? Остановиться и нам тоже? В наш меркантильный век мы тоже очень рискуем отдать золотому тельцу самое дорогое, что у нас есть. Наших детей.