Зачем библиотеке арт-терапия?
Арт-терапия в настоящее время не только становится популярней в профессиональной среде психотерапевтов, но и находит применение в библиотечной работе. На семинаре «Biblio#позитив» библиотекари рассмотрели такие вопросы: «Как работает арт-терапия для разных возрастов?», «Виды арт-терапии» и приняли участие в выполнении практических задания.
Не все слышали о таком методе лечении, как музыкотерапия. Музыкотерапия – это лечение, которое подразумевает прослушивание определенных композиций для создания положительного настроя, помогает справиться с тревогой или облегчить состояние при депрессии. Гл. библиограф ЦБ Штубова А.В. рассказала коллегам о том, что некоторые жанры музыки оказывают успокоительное действие, дают расслабляющий и умиротворяющий эффект, но есть и такая музыка, которая может отрицательно воздействовать на человека. Штубова А. предложила присутствующим поиграть на музыкальном инструменте калимба и принять участие в викторине, где нужно было соотнести музыкальные отрывки с литературными произведениями.
Несмотря на то, что библиотекари работают с книгой и читателями, заниматься библиотерапией может только психотерапевт, психолог или специально обученный библиотекарь. Зам. директора по методической работе Парфенова О.Н. познакомила коллег с видами библиотерапии, обратила внимание на работы Надежды Челомовой, ведущей телеграм-канал «Чтение и терапия» и Н. Назаркина, создателя сайта «Библиотерапия.ру». Рекомендуемые подборки от двух библиотерапевтов помогут в работе сотрудников библиотек.
Ведущий библиотекарь ДБ Игнатьева Е. познакомила коллег с одним из видов арт-терапии - сказкотерапей. Сказки – это не только отличный способ подготовить ребенка ко сну после долгого дня. Эти выдуманные невероятные истории позволяют общаться двум столь разным мирам – взрослым и детям – на одном, понятном всем языке. Библиотекарям был предложен тест «Интересная прогулка», который позволил узнать о себе нечто новое.
Как связать работу двух полушарий мозга и изотерапию? Библиотекарь отдела обслуживания ЦБ Е. Кулакова рассказала коллегам о потенциале человеческого мозга, но часто стрессы и перегруженность информацией приводят к снижению его активности. Что можно сделать, чтобы помочь нервной системе адаптироваться к современному ритму жизни? Изотерапия – это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Человек может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире, – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте. Кулакова Е. познакомила библиотекарей с методом «Каракули». Каждому сотруднику предложили 3 белых листа, карандаши и фломастеры. На каждый лист отводилось 5 секунд, где нужно было нарисовать в произвольной форме, не ведущей рукой, каракули. Затем библиотекари искали какой-то образ в получившемся изображении. Это могло быть что угодно - предмет, животное, растение, образ человека... Как только образ был найден, библиотекарь обводил его поярче, раскрашивали его, чтобы он был узнаваем. Затем по трем листам с каракулями и увиденными рисунками нужно было сочинить небольшой рассказ. Библиотекари активно приняли участие в выполнении творческом задания и пришли к выводу, что рисование каракулей помогают снять стресс.
Порой под влиянием просмотра фильма или сериала человек принимает новые решения и начинает действовать по-другому. Зав. сектором читального зала ЦБ Громова Е. познакомила коллег с фильмами, которые помогают лучше понять себя, способствуют улучшению психического здоровья.
Подведя итоги семинара, зам. директора по методической работе Парфенова О. обратила внимание, что арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, она всегда ресурсна. Библиотекарь, за редким исключением, не может подменить собой психолога, профессионально владеющего методами арт-терапии. А вот по возможности создать в своей библиотеке условия для проведения подобных занятий сотрудникам вполне по силам.