В книжной памяти мгновения войны. Ч.6. 80—90-е годы. ХХ век
75 книг о Великой войне: хроника народного подвига
В советский период постоянно появлялись новые повести и романы о Великой Отечественной войне: «В окопах Сталинграда» (1946 г.) В. Некрасова, «Убиты под Москвой» (1963 г.) К. Воробьева, «В августе сорок четвёртого» (1974 г.) В. Богомолова и др.
Но к началу 80-х годов русская батальная проза стала переживать определённый кризис. Среди причин этого кризиса – заметная исчерпанность поэтики жанра «фронтовой лирической повести», а также идеологическая ситуация данного периода, когда существовал ряд «закрытых» или нежелательных тем и проблем.
Перестройка и гласность дали возможность свободно обсуждать ранее запрещённые темы. К сожалению, это привело к тому, что на книжный рынок хлынул мутный поток «разоблачительной» литературы о Великой Отечественной войне. Писатели такого типа стремились и стремятся до сих пор всячески очернить подвиг народа и затушевать значение Великой Победы.
Самыми заметными произведениями той поры оказались два романа: «Прокляты и убиты» В. Астафьева и «Генерал и его армия» Г. Владимова.
Эти произведения представляют собой новые подходы к осмыслению Великой Отечественной войны, содержат в себе серьёзные обобщения: о цене победы, о роли исторических лиц (Сталина, Жукова, Хрущёва, генерала Власова), о послевоенной судьбе фронтового поколения.
Их публикация сопровождалась дискуссиями о праве писателей на «новую» правду о войне, правомерности натуралистического изображения событий, специфике положительного героя и форме выражения авторской позиции.
Одни называли эти книги настоящей «солдатской правдой», другие — грязной клеветой и предательством по отношению ко всем ветеранам Великой Отечественной войны.
Знаменательным явлением в военной прозе 1980-90-х гг. и в литературном процессе этого времени стал и роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», который был готов к публикации ещё в 1960-е годы, но подвергся аресту со стороны сотрудников госбезопасности. Это масштабное эпическое произведение, панорама военной эпохи. В его создании сказался опыт В. Гроссмана, фронтового корреспондента, очевидца Сталинградского сражения.
Великая Отечественная война – одна из самых значимых и неисчерпаемых тем русской литературы. В настоящее время она по-прежнему остается предметом неоднозначных, противоречивых оценок и мнений, несмотря на то, что число пишущих на эту тему невосполнимо уменьшилось.
1982 - Карпов Владимир «Полководец»
Полководец – Иван Ефимович Петров – генерал армии, командующий фронтами, Герой Советского Союза, руководитель боевых действий в Одессе, Севастополе, при освобождении Керчи и Новороссийска. Автор книги пишет: «Бывал крутым, порой беспощадным. Знал вспышки ослепляющего, но справедливого гнева».
Однако это не только биографическое повествование, но и художественное произведение с элементами исторического исследования, основанного на советских и зарубежных документах, ставших доступными лишь недавно.
В 1986 году за повесть «Полководец» В.В. Карпов был удостоен Государственной премии СССР. Повесть стала широко известна во всем мире и выпускалась в Германии, Великобритании, Китае, странах Восточной Европы.
1983 – Быков Василь «Знак беды»
Осень сорок первого. Степанида и Петрок Богатька живут на хуторе Яхимовщина, в трёх километрах от местечка Выселки. К ним-то и приводят полицаи вошедших в близлежащее село немцев. Мягкий по натуре Петрок поначалу всеми силами стремится избежать конфликтов с фашистами, надеясь, что всё обойдётся миром. Однако Степанида понимает, что в дом пришла беда. С первых же минут гитлеровцы ощущают молчаливое презрение хозяйки дома, её явное нежелание хоть в чём-нибудь угождать...
1985 - Алексиевич Светлана «У войны не женское лицо»
Самая известная книга С. Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о войне, где война впервые показана глазами женщины. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка.
1988 – Глушко Мария «Мадонна с пайковым хлебом»
Во многом автобиографический и последний роман крымской писательницы Марии Глушко. Героиня «Мадонны» – 19-летняя Нина. Муж уходит на войну, а Нина на последних месяцах беременности отправляется в эвакуацию в Ташкент. Из благополучной обеспеченной семьи – в самую гущу людской беды. Здесь боль и ужас, предательство и спасение, пришедшее от людей, которых она раньше презирала – беспартийных, нищих… Были те, кто крал кусок хлеба у голодных детей, и те, кто отдавали свой паёк. После таких историй понимаешь, как мало мы сделали, чтобы заслужить сытую спокойную жизнь, и как мало ценим то, что имеем.
1995 - Астафьев Виктор «Прокляты и убиты»
В книге рассказано о разных героях, мужчинах, парнях и совсем ещё мальчиках, состоявших в 21-м запасном стрелковом полку. У всех абсолютно разные характеры, разные судьбы. Они прибыли из разных мест, и зачастую их взгляды являлись противоречивыми. Но все они смогли постепенно превратиться в сплочённый коллектив. Помимо самой войны автор показывает, насколько сложна была жизнь солдат, их быт, постоянные голод и холод, отсутствие каких-либо условий. И это, конечно же, не всё…
Писатель рассказывает, какие непростые отношения были между солдатами и командирами, и те, и другие конфликтовали друг с другом. Часто приходилось сталкиваться с несправедливостью, но на войне мало кто вспоминает о ней. Виктор Астафьев размышляет о том, что, может быть, война – это божье наказание для людей за их грехи. Много вопросов, связанных с противоречиями религии и тоталитарного режима, много размышлений о судьбе народа и каждого отдельно взятого человека. С уверенностью можно сказать, что после прочтения этой книги останется состояние глубокой задумчивости и ощущение грусти.
1995 - Пикуль Валентин «Барбаросса»
«Барбаросса" - первый том последней, незавершённой дилогии «Площадь Павших борцов» В. Пикуля.
Повествование рассказывает о событиях, происходивших в 1942 году во время Сталинградской битвы, которая оказала большое влияние на ход войны. И хотя сам писатель не был очевидцем этих событий, но его отец погиб там, и Валентин Пикуль изучил множество источников, чтобы наиболее достоверно изложить факты. Его книга привлекает тем, что она не наполнена цинизмом, в ней нет сухих и жёстких фактов, её получается прочувствовать. Это своеобразное и великолепное сочетание художественного и научного стилей.
Перед глазами читателей предстают обычные люди, которые в одночасье теряли семью и дом и были готовы до последнего вздоха бороться с врагами. Они знали, на что идут, но и знали – зачем, а это было намного важнее опасности. Писатель хорошо раскрывает характеры известных политических деятелей, военачальников, руководителей, показывая их достоинства и недостатки. К некоторым из них даже меняется отношение, потому что видишь в них людей, а не просто фамилии из учебника истории.
Эта книга о силе духа, о потерях, о жертвах, которые многие приносили добровольно. Это роман о героизме, патриотизме, о твёрдости и борьбе за лучшее будущее своей страны. Многие строки читать больно, но это нужно знать, ведь без знания прошлого нельзя понять будущего.
1995 - Владимов Георгий «Генерал и его армия»
«Генерал и его армия» голосованием всех председателей жюри премии «Русский Букер» назван лучшим русским романом последнего десятилетия ХХ века.
Наряду с главным вымышленным героем, советским генералом Кобрисовым, в романе действуют многие исторические персонажи, среди которых Сталин, Жуков, Хрущёв, Ватутин…
Особое внимание писателя привлекают фигуры немецкого генерала Гудериана и русского генерала-изменника Власова. Столкновение воль и характеров, пересечение военных судеб трёх генералов придают роману особую глубину и достоверность.
Окончание следует